Рамзай-зай-зай или вело поездка по Хибинам.

Автор текста и фото: Константин Соколов

Давно хотел проехать снова через перевал Рамзая. Лето подошло к концу, а цель не была выполнена. Так зиму встречать было нельзя 🙂
Одному ехать по треку, который проходит за горой, где нет связи, автомобильных дорог и эвакуация в случае сложностей невозможна, было рискованно. Не скажу, что страшно 🙂

К сожалению, нет почти людей, которые могут разделить со мной такой авантюризм. Выехал в путь один, уже днём. Трек давней поездки в смартфоне, с собой три сникерса, изотоник во фляге и пол-литра компота из варенья смородины. В душе хотелось проехать по всему треку. Но изначально не было цели проехать его сегодня до конца. Посмотрим как пойдёт-подумал я отъезжая от дома.

Вело Апатиты Хибины Кировск

На пути до станции Хибины было не очень приятно. Солнце греет, ветер холодный. Когда немного вспотеешь-ледяной ветер очень ощущается.

Доехал до первого брода через реку Малая белая. Это был переломный момент. Надо было либо переходить, либо ехать обратно. К этому времени в лесу стало тепло. Ветра не было. Долго не думая, снял велотуфли с носками, подогнул штаны и перешёл на другой берег. Обратно теперь нельзя.

Вело Апатиты Хибины Кировск

Поехал дальше. Стал открываться очень красивый вид на гору. Апатиты теперь за ней.

Вело Апатиты Хибины Кировск

Подъезжаю ко второму броду. В этот раз река Ферсмана. Решаю снова снять ботинки, чтобы не замочить. В такую погоду мокрые ноги — замерзшие ноги. 

Успешно прошёл брод. Еду дальше и вижу палаточный лагерь. Внутри меня наполняет радость, небольшое облегчение от того, что всё же не один вдали от цивилизации. 

Еду дальше, начинаю въезжать в подъём и слышу, что цепь сзади трещит. Не останавливаясь решил подкрутить переключатель, но треск не ушёл. Ничего не подозревая слез, чтобы настроить, проверить положение цепи относительно кассеты (задних звёзд). Всё ровно, но замечаю, что на лапке переключателя не хватает части, которая удерживает цепь на нижнем ролике. При этом оказалось, что цепь слетает с него, блокируется и загибает переключатель вслед за цепью.

Вело Апатиты Хибины Кировск

Решаю вернуться к палатками. Иду обратно, ехать уже не получается. В голове мысли о средстве от комаров, тёплой куртке, плоскогубцах, которые можно одолжить у людей. Дохожу до палаток. Тишина. Никого нет. Только несколько одиноких палаток. 

Начинаю пытаться сделать переключатель. Переворачиваю для этого велосипед и замечаю, что его загнуло. Снимаю ролик, пытаюсь выровнять руками. Взял два камня, стучу, зажимаю, гну. Примерно выровнял, чтобы цепь ровно шла, но не помогает. Цепь не держится на ролике. 

Стою в лесу, связи нет, проехал расстояние уже 30 км от дома. Велосипед превратился в беговел. Почти 6000 км общего пробега у велосипеда и я, именно сейчас, оказался один в лесу без возможности двигаться дальше. Но я не расстроен. Я жаждал приключений!
У меня в рюкзаке помимо еды есть запаска, мультитул, смазка для цепи, стальная проволока-пила, иголка, велоаптечка и стяжки! Пластиковые стяжки. 

Стяжки вообще могут очень много решить задач.
В районе ролика никак не сделать так, чтобы зафиксировать цепь и принято решение сделать своеобразный натяжитель цепи. Натянул цепь двумя стяжками. Тестовое кручение педалей показало, что цепь не слетает. Но, теперь мы ограничены количеством передач с большими звёздами, на которых цепь натянута и неизвестно когда протрутся и лопнут стяжки. 

Вело Апатиты Хибины Кировск

Надо ехать обратно. 30 км по уже известной дороге — это не 40 км оставшиеся по навигатору. Это ещё даже не половина. И, думая, что нормальный человек поедет обратно, поехал дальше по маршруту. Велосипед же едет. Позади два брода, а мы даже не доехали до долины.

Двигаюсь дальше по дороге, пробую переключить скорость. О, переключилась. Отлично. Ещё. Ещё. Удар. Снова загнуло переключатель. Уже сильнее. В этот раз с мыслями, что теперь я пойду уже пешком. Руками ровняю переключатель как могу, накидываю цепь. Ура. Он едет.

Вело Апатиты Хибины Кировск
Вело Апатиты Хибины Кировск

Больше не переключаю скорости.
Проехал долину, дальше надо перейти через перевал Рамзая. На этом этапе маршрута уже не важно едет велосипед или нет. Начинается подъем. Мох, крупные камни, сыпуха. Только пешком. 
Стало слышно знакомое жужжание. Туристы запускали коптер. Они были выше по склону, чем расщелина в горах. Мне же надо пройти через неё.

Вело Апатиты Хибины Кировск

Иду по крупным камням, шагая с одного на другой, то спускаюсь, то поднимаюсь. Велосипед приходится нести в руках. Катить его невозможно.

Вело Апатиты Хибины Кировск

Периодически попадается снег. По нему можно идти, это даёт время отдохнуть рукам от велосипеда. 

Спускаюсь вниз, видно тропинку. Периодически камни. Пытаюсь поехать. Проезжаю некоторое время и переключатель снова гнёт. Выравниваю, лопается одна из частей лапки. Понимаю, что крутить педали назад тоже нельзя. Дорога каменистая, много неровностей. Педали периодически надо делать параллельно земле, чтобы не цеплять камни. 

Вело Апатиты Хибины Кировск

Решаю идти пешком. В любом случае безопаснее. Тропинка узкая, вниз сыпучий склон, может съехать колесо. 

Увидел знакомый водопад и из-за поворота выбегает белый пёс. Медведя с ним точно не будет — это хорошо. Следом выходит два путника. Здравствуйте, здравствуйте. Поделился своей историей, узнал куда идут. Уточнил свой дальнейший маршрут, т. к. знал, что трек можно упростить для выхода к Малому Вудъявру.
Путники пошли наверх. Я дальше вдоль реки Поачвумйок. Ехать всё ещё практически нельзя. Ветки, камни. Но захватывающая красота суровых гор и ярких цветов растилающихся по земле не даёт скучать. 
Вижу с другой стороны реки очередного человека. Пытаюсь увидеть дорогу, которая должна быть справа.

Иду дальше. Слышу меня откликают. Машу рукой. Дорога здесь! — кричит мне. 

Нарямик двигаюсь к нему через кусты, камни. Вижу бородатого мужчину. На геолога похож. Предлагал покушать, угостить конфетами. Есть не хотел. Один сникерс съел. Два в рюкзаке. Пить ещё есть.

Живёт в палатке где-то рядом. 
Пользуясь случаем спросил про медведей. Чтобы фобию заглушить. Больше 30 лет путешествует по горам России. Сказал, что врать не любит, но рассказать нечего. Т. е. не стоит бояться. На помойках для них больше еды.

Вышел на дорогу, ещё раз проверил переключатель. Теперь, главное, чтобы в спицы не попал. Спускаюсь по дороге, вижу знакомые дорожки и лужи с далёких времён кросс-кантри гонок на Кубок Вудъявра. Встречаю двух человек с фотоаппаратом. Озеро, дома на противоположном берегу. Цивилизация. 

Выезжаю на дорогу до Тирваса, поднимаюсь в подъём, затем еду со спуска. Выезжаю на асфальт и понимаю, что уже передач не хватает, но 25-30 км в час, хоть и большим каденсом, но держать можно. Поворачиваю на дорогу из мкрн. Кукисвумчорр и лопается первая стяжка, сигнализируя ударами о спицы. Закрепляю ещё две, вместо неё и посильнее поджимаю. К этому времени уже идёт дождь, что на пользу. Цепь, которая трётся об стяжки почти не слышно и не чувствуется.

Дальше уже было просто. Надо было только докрутить спокойно. Достаточно быстро доехал до дома.

Вот так я пережил очередной момент, который буду помнить и через десятки лет.

Цель выполнена. Зима приходи 🙂

Читайте также:

error: Содержание защищено от копирования !!