Отчет о велопоходе на полуостров Рыбачий на Фэт байках 3-11 августа 2015 г.

Участники: Кирилл и Сергей Черновы.
Текст скомпилирован из фрагментов, написанных участниками отчасти совместно, отчасти по отдельности.

Общий километраж примерно 310 км.

Черновы

Мысль о большом велопоходе куда-нибудь на Север зрела давно. Все никак не складывались вместе длинный отпуск/каникулы, должный опыт участников, техника и снаряжение… Наконец, в это лето все сошлось. Маршрут, правда, был почти сымпровизирован: идею поездки на полуостров Рыбачий нам подсказали наши друзья из Мурманска (они сами проехали там год назад, тоже в начале августа: http://nadia-ishkulova.livejournal.com/1492.html ) буквально уже в середине лета.
Впрочем, первоначальная идея в ходе подготовки немало изменилась и расширилась. Поиск по Сети показал, что Рыбачий — место, популярное у туристов разных видов: в основном, конечно, это автомобилисты, но и велосипедистам есть где развернуться. Нашлось немалое количество отчетов предшественников. Для наших планов основным источником вдохновения послужил отчет Татьяны Воробьевой (Москва, участница известной лыжной группы Дмитриева ( http://super-dmitriev.ru ), поход в августе 2014 г.): http://vorobieva-t.livejournal.com/131865.html . Возможность включить в маршрут малопосещаемую и почти нетронутую юго-восточную часть полуострова в дополнение к традиционным для туристов северному побережью и мысу Немецкому выглядела очень заманчиво. Воробьевский трек и взяли за основу.
Заезд своим ходом по автотрассе Мурманск — Никель (108 км) решили исключить, поскольку удалось заранее созвониться с водителем, занимающимся, среди прочего, заброской туристов на подобные маршруты (первоначально воспользовались телефоном, взятым в одном из отчетов: Валерий, +7-911-300-1350; были им перенаправлены к его коллеге, который в итоге и провез нас по трассе и туда, и обратно: Андрей, +7-902-282-6417).

Содержание:

План похода.

Отъезд из Москвы — в ночь с 31 июля на 1 августа фирменным поездом «Арктика»; днем 2 августа поезд прибывает в Мурманск. Останавливаемся у друзей. Вечер тратим на покупку недостающих продуктов и последние предстартовые приготовления и окончательно договариваемся с водителем об автомобильной заброске до Старой Титовки. Старт из Мурманска — утром 3 августа. Около полудня — начало собственно велосипедной части маршрута из Старой Титовки в сторону моря. Предполагаемая нить маршрута: поселок Старая Титовка – перевал Муста-Тунтури – восточное побережье полуострова Средний – перешеек – бывшая военная база «Четверка» – мыс Немецкий – поселок Вайдагуба – заброшенный поселок Мыс Скорбеевский – Зубовская губа – поселок Цыпнаволок (мимо военной части) – мыс Шарапов – губа Малая Корабельная (мыс Монастырский) – река Моче – губа Эйна – поселок Большое Озерко – перешеек – северо-запад полуострова Средний (мыс Земляной, скалы «Два брата») – перевал Муста-Тунтури – немецкая дорога – город Печенга – поселок Старая Титовка. Всего, по предварительному промеру по картам Яндекса и спутниковым снимкам, чуть больше 350 км, то есть в реальности могло получиться до 400 км. Планируемая продолжительность — 8 ходовых дней, по 10 августа включительно. В среднем в день получается около 45 км. 11 и 12 августа остаются на осмотр самого Мурманска. (Тем не менее, 11 августа рассматривается и как резервный походный день.) Отъезд в Москву — вечером 12 августа все тем же поездом «Арктика».

К сожалению, дорога оказалась несколько тяжелее, чем мы предполагали, поэтому маршрут пришлось немного сократить: пожертвовав Средним и немецкой дорогой, на обратном пути мы поехали от пос. Большое Озерко до Старой Титовки тем же путем, что и от старта. Но юго-восток Рыбачьего прошли.
карта Средний Рыбачий
Снаряжение и сборы.

Велосипеды: два фэтбайка Sinbao XD-4.0.
Первый, с рамой 18″ и покрышками Big Framed 4.0″ («злой» протектор) — свой, немного переоборудованный (главные дополнения: тормоза Avid BB7, багажник, крылья и грязевые щитки; кроме того, заменены манетки SRAM на Shimano ради более привычной эргономики, заодно пришлось поменять и задний переключатель; на руль установлены рога; большая подвесная сумка во весь передний треугольник рамы).
Второй, с рамой 16″ и покрышками Innova Big Adventures 4.0″ (протектор с рисунком в виде невысокой ромбической сеточки, почти полуслик), был предоставлен клубом Bike4all в стандартной конфигурации, багажник и прочие мелочи (крылья и т.п.) мы добавили сами.
Багажники однотипные, но на одном из них штатные алюминиевые ноги заменены на стальные (сталь 20ХГСА) несколько иной (более живучей) конфигурации, а для второго новые ноги сделать не успели и ограничились несложным усилением из стальной трубки, надетой на стойки снаружи.
Основной груз ехал в 2 велорюкзаках Пик-99 «Трек-90» (90 литров). Несмотря на большое желание разгрузить спину, под фотохозяйство был взят треккинговый рюкзак Nova Tour Delta-45 (все-таки на спине у ездока – самое нетряское место). Специально для велопоходов приобрели палатку Talberg Sund-2 Pro (двухместная с большим тамбуром – два фэтбайка и полуразобранные рюкзаки с трудом, но поместились). На всякий случай (хотя, казалось бы, на что его вешать в тундре) взяли тент 3х4 м, и один раз он нам пригодился.

К старту 4-го дня готовы.
Наше питание. Завтрак: каша Быстров с молоком (1 коробка на 1 завтрак на двоих, то есть утроенная стандартная порция), чай, полшоколадки и полпачки печенья. Обед: лапша Роллтон + говяжья тушенка (через день), чай, 150 г крекера. Ужин: гречневые хлопья / картофельное пюре Роллтон / крупа кускус (все заливается кипятком) + говяжья тушенка / шпроты, чай, полшоколадки, полпачки печенья. Перекус: орехи, сухофрукты, крекер, хлеб / хлебцы, плавленый сыр. Таким образом, все продукты не требовали сколько-нибудь продолжительной варки. Для упаковки продуктов использовали обрезанные шестилитровые бутылки из-под воды – в них еда лежит плотно, не мнется и не крошится, в каждую «ногу» рюкзака отлично помещаются две такие бутылки. Продукты были распределены по разным рюкзакам, но с первого же дня мы завели «дежурную» емкость (из числа обрезанных бутылок), в которую с утра клали всю обеденную еду и дорожные перекусы (вечером и утром рюкзаки и так разобраны), тем самым сведя к минимуму разгрузку на дневных привалах. Каны – простейшие кружки из нержавейки индийского производства (1.4 и 1.0 л, 160 и 110 г веса соответственно), на которых штатные боковые ручки удалены и установлены самодельные проволочные дужки (удобно, легко и дешево). Поскольку предполагалось, что август в тундре — грибное время, взяли с собой сковородку (в действительности — литровую тонкостенную стальную миску с боковой ручкой, 200 г вместе с самодельной крышкой). На дрова мы не рассчитывали (во всех изученных отчетах отмечается, что дров нет), поэтому взяли горелку Fire-Maple FMS-103 (100 г веса) и к ней 4 баллона по 450 г газа (исходили из нормы 60 г на человека в день плюс запас на обработку грибов и возможные непредвиденные обстоятельства). В дополнение к горелке – ветрозащитный экран, в тундровых условиях совершенно необходимая вещь.
Походный ремнабор включал минимальный комплект велоинструмента, пассатижи, надфили, ножовку, разнообразные гайки и болты, резиновый клей с заплатками, из запчастей – камеру, тормозные колодки, цепь, петухи и кое-какие железки, могущие пригодиться при возможном ремонте багажников. В общей сложности вместе с насосом и другими никогда не выгружаемыми принадлежностями набралось под 3 килограмма, все это ехало в подрамных сумках.
Навигация старомодная — бумажные карты (сканы топокарт масштаба 1:50000 и 1:100000 Генштаба СССР 1984-85 г., взятые с сайта «Кольские карты» http://kolamap.ru ) и компас. На некоторых участках предполагалось ехать самым берегом, возможно даже в приливно-отливной полосе, поэтому потребовалось знать расписание приливов. Его рассчитали заранее с помощью программы WxTide, взятой с того же сайта ( http://www.kolamap.ru/library/soft/priliv/wxtide32.html ).
Общий вес снаряжения точно не измеряли и не подсчитывали. Дома взвесили собранные рюкзаки — получилось в сумме 50 кг, но это вместе с вещами, которые из Мурманска на маршрут не брали (зато в эту сумму не вошли ремнабор, фото и те продукты, что еще не были закуплены к тому моменту). Все-таки, давний опыт длительных автономных походов несколько подзабылся — пожалуй, там было на чем сэкономить вес. Но получилось то, что получилось.

Дорога (поезд).

Перед отъездом пришлось еще забежать в кассу оплатить багаж. Формальная процедура теперь налажена, выписывается специальная багажная квитанция «на велосипед», проблема лишь в том, что туристов с багажом много, а касса, где его оформляют, всего одна, и ту приходится искать среди прочих по очень неприметному объявлению. Получилось долго, к поезду пришли минут за двадцать до отхода.
Ехали в плацкартном вагоне. Ленинградское направление вообще популярно у самых разных туристов, и на этот раз поезд тоже был полон всевозможных обладателей рюкзаков. И не только: мы попали в один вагон с участниками похода «Транскарелия-2015» под руководством Валентина Гвоздева ( http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=281742 ), кроме наших двух байков, в вагоне было еще штук 15, если не больше. Как ни странно, наше появление у вагона вызвало некоторое смятение (хотя, казалось бы, что за сюрприз-то!), которое, впрочем, быстро рассеялось, когда выяснилось, что фэты — это не в шоссейный гвоздевский поход. Перед погрузкой разобрались (сняли все колеса, задние тоже), уложились в чехлы (под 4 колеса взяли отдельный, 3-й чехол; и вообще, на транспортной упаковке вес не экономили, поскольку на маршрут ее тащить не предполагалось — оставляли в Мурманске) и закидали все в тамбур, заносить их в наш, самый дальний конец вагона пришлось уже после отправления. Тут сюрприз уже поджидал нас: один велосипедист в купе уже был, соответственно, и байк на третьей полке уже лежал.
Укладка трех велосипедов — громоздких, с мощными багажниками и рогатыми рулями — оказалась той еще задачкой. В старых вагонах все было бы просто: поднять байк в проходе под потолок и аккуратно задвинуть вглубь купе на обе багажные полки сразу, процедуру повторить по числу велосипедов (можно укладывать слегка внахлест, объема там хватит и на 4 штуки). Но в новых торцы багажных полок закрыты переборкой, вещи приходится поднимать и заносить между спальными полками, разворачивая их в пространстве сразу по 3 осям. А вот для разворота полноразмерной велорамы, даже без колес, пространства и не хватает… Не то чтобы совсем, но при каждой попытке выступающие части цепляются друг за друга или упираются в стенку, в полку, в потолок и в последний момент не дают сделать нужный поворот. Коллективными усилиями (при активной помощи пяти или шести коллег-велосипедистов — и руками, и советами), открутив в процессе забытые педали и утопив седла, где-то к Клину велосипеды наконец уложили, середину купе заложили рюкзаками (не только нашими) до уровня стола.
Что любопытно, на следующий вечер (гвоздевцы высаживались в Лоухах на рассвете, ожидаемо проблемную процедуру извлечения велосипеда с верхней полки решено было проделать заранее, благо к тому времени вагон был уже не так заполнен) разобрать эту укладку удалось за пару минут — видимо, уже накопили опыт.
(Предвидя необходимость снятия задних колес и начитавшись многократно повторяющихся историй о погнутых и обломанных при транспортировке петухах, мы, во-первых, обзавелись парой петухов в запас и, во-вторых, при упаковке в чехол установили защиту — простейшую скобку, закрепленную в правом дропауте обычным болтом M10 с гайкой-барашком. Конструкция себя оправдала — при попытках продеть раму между полок в образовавшейся тесноте риск снести переключатель был более чем реален, скобка наверняка спасла от поломки, и не раз. Возьмем на вооружение на будущее; только нужно предусмотреть еще либо пружинную шайбу, либо короткий эксцентрик вместо болта, иначе крепление слишком быстро разбалтывается.)
Мир, как всегда, оказался тесен (ну, или прослойка тонка): выяснилось, что наш сосед по купе прошлым летом ездил на Рыбачий. Обсудили планы, взяли на заметку советы и наблюдения.
Остаток пути после Лоухов ехали в полупустом вагоне.
В Мурманске на вокзале — очередной сюрприз: выезда с перрона в город просто нет, только пешком вверх по лестнице. Мы, еще не зная этого, прямо у вагона собрали велосипеды и навесили рюкзаки, закрепив их по-походному (то есть так, чтобы байк и рюкзак стали единым целым — можно почти одинаково надежно держать, вести и переносить за любую подвернувшуюся под руку часть). Отвязывать долго… Пришлось именно нести по лестнице наверх.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

error: Содержание защищено от копирования !!