Велотуризм, как много в этом слове…

Многие, кто начинает кататься на велосипеде сначала осваивают городское пространство, потом исследуют окрестности и достопримечательности. Стремятся объехать весь родной край или область, а может и республику. Дальше — больше, и вот, они заглядываются на красочные открытки нашей необъятной родины или начинают мечтать о заграничных далях. Наверное, велотуризм как таковой зародился вместе с появлением велосипеда. Ведь изначально велосипед и задумывался как вид транспорта.

1

Велотуризм можно разделить на две огромные категории, это активный отдых и спортивный туризм. Оба эти направления могут быть быть и лёгкими и сложными. В обоих может присутствовать многодневные походы и большие сложности, но принципиальным отличием активного отдыха от спортивного направления велотуризма служит отсутствие необходимости специально включённых в маршрут препятствий.

Спортивный велотуризм ориентирован на получение спортивных разрядов и званий и для  выполнения требований для получения категории того или иного маршрута, зачастую намеренно его усложняют. Всего в спортивном велотуризме различают 6 категорий сложности маршрутов.

Категории сложности маршрутов для велотуризма.

Категория Протяженность Препятствия «Равнина» Препятствия «Горы» Требования к участникам
1 к/с 300 км — 6 дней (+1 днёвка) Не регламентируется Не регламентируется Все желающие
2 к/с 400 км — 8 дней (+1-2 днёвки)

Не менее 150 км. г/д.

При отсутствии г/д > 800 км.

Не менее 75 км г/д Н=2.000 м.

При отсутствии г/д Н = 4 000 м.

прошедшие велопоход 1-й к/с
3 к/с 500 км — 10 дней (+2 днёвки)

Не менее 200 км. г/д, полевых и лесных троп.

При отсутствии этих препятствий >1000 км.

Не менее 100 км г/д, Н= 4 000 м.

При отсутствии г/д Н = 7 000 м.

прошедшие велопоход 2-й к/с
4 к/с 600 км — 13 дней (+2-3 днёвки)

Не менее 300 км. г/д, полевых и лесных троп.

При отсутствии этих препятствий > 1200 км.

Не менее 150 км г/д, Н = 7 000 м.

При отсутствии г/д Н = 10 000 м.

прошедшие велопоход 3-й к/с
5 к/с 700 км — 16 дней (+3 днёвки) Не менее 400 км. г/д с песчаными или заболоченнымиучастками, лесных буреломов с преодолением водных преград «вброд»

Не менее 200 км г/д, Н = 10 000 м.

При отсутствии г/д Н = 15 000 м.

прошедшие велопоход 4-й к/с
6 к/с 800 км — 20 дней (+4 днёвки) Не менее 500 км. труднопроходимых дорог с заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодолением рек и проведением не менее одной переправы Не менее 250 км. г/д, Н = 12 000 м., прохождение не менее одного категорийного перевала 1-А или реки с наведением переправы. При других условиях — Н = 20 000 м. прошедшие велопоход 5-й к/с

сокращения:

к/с — категория сложности
г/д — грунтовая дорога
Н — набор высоты за всё время прохождения маршрута

Общими правилами для всех категорий сложности является:

  • количество дней отдыха составляет 20% от всех ходовых дней.
  • 50 % ночёвок должны происходить в «полевых» условиях.
  • 30 % участников может иметь опыт на 1 категорию ниже.

Независимо от выбранного формата велопохода активного отдыха или спортивного туризма, как правило туристы собираются небольшими группами, до 10 человек. Такой группой проще управлять и проще распределять обязанности между её участниками. Чем сложнее планируется поход, тем ответственнее к нему необходимо готовиться. Роли между участниками группы как правило распределяются следующие: руководитель похода, повар, доктор, механик, летописец и т.д. Многие роли можно совмещать между собой.

велотуризмДля уменьшения веса взятой экипировки всей группы, стараются избегать чрезмерного дублирования взятого оборудования. Например палатка, одна на несколько человек, костровое — одно на всю группу, набор запасных частей и инструментов — один на всю группу и т.д. Таким образом каждый участник и не перегружен вещами и несет индивидуальное снаряжение (спальник, коврик, одежду) и часть общего. В данном случае общим, как правило, считается и еда. Её продумывают сразу на всё время похода, с возможностью и без возможности пополнения на маршруте. Важно так же, на этапе подготовки, продумывать варианты выхода с маршрута в случае экстренной ситуации. В этих же целях маршруты принято регистрировать в специальных спасательных службах.

50% успешности похода и получения от него позитивных эмоций является плавильное планирование на этапе подготовки. Как правило этим занимается руководитель похода, но не обязательно.

Всю экипировку и еду, которую участники похода перемещают с собой, по возможности размещают на велосипеде. Для длительных поездок стоит по максимуму отказаться от заплечного рюкзака или оставить в нём самое ценное и лёгкое. Для размещения вещей на велосипеде существуют багажники и специальные вело рюкзаки  — велоштаны и всевозможные вело сумки. Рюкзаки размещают на переднем и/или заднем багажнике, а сумки в треугольнике рамы, на руле, под седлом и, наверное, где то ещё, где есть для этого свободное место.

Наша страна своими размерами создаёт большие возможности для велотуризма любой категории сложности. И среди наших соотечественников немало выдающихся личностей среди велотуристов.

Катайтесь дальше и больше, катайтесь вместе и сложнее и никогда не унывайте! Ведь всегда есть маршрут, который ещё не пройден.

Обсуждение статьи на форуме.

Читайте также:

error: Содержание защищено от копирования !!