ХВЗ и становление велопромышленности в России

Велосипед ЛейтнераДо Великой Октябрьской социалистической революции в стране не было своей вело промышленности. В 1905—1914 годах производством велосипедов в России и их продажей занимались две иностранные фирмы: Лейтнера — в Риге и Дукса — в Москве. В Риге располагалась фабрика по производству велосипедов и автомобилей «Россия» и несколько мелких кустарных мастерских компании «А. Лейтнер и К». Предприятие закупало по импорту сложные детали, узлы и специальные материалы и, постепенно увеличивая номенклатуру деталей собственного изготовления, из года в год наращивало выпуск дорожных, полу гоночных, дамских и детских велосипедов.

За десять лет предприятие изготовило 75 тысяч машин. Еще около 140 тысяч Россия приобрела в те же годы за границей.Складной военный велосипед Лейтнера
В 1914 году началась первая мировая война и фирма прекратила выпуск велосипедов. Предприятие Лейтнера (не в полном комплекте) в 1915 году было эвакуировано в Харьков. Его разместили в нескольких свободных цехах завода «Серп и молот». Здесь до 1924 года в небольших количествах изготавливались складные Лейтнер Россиявелосипеды для военных «самокатных» частей. Главной продукцией завода являлись военные заказы не связанные с прежней основной специализацией.
После окончания первой империалистической, а затем и гражданской войны страна вступила на путь восстановления народного хозяйства на новой, социалистической основе. Предприятия были национализированы (в том числе и иностранные), был принят и начал осуществляться Государственный план электрификации России — ГОЭЛРО. Это ускорило процесс возрождения народного хозяйства, прежде всего, промышленности.
В 1920 году в Харькове был создан областной Металлотрест, которому подчинялось несколько металлообрабатывающих заводов — «Красный Октябрь», имени Т. Г. Шевченко, металлоштамповочный Сумский машиностроительный. В конце 1923 года в систему Харьковского металлообъединения вошел и бывший завод Лейтнера. Материальные ресурсы заводов и треста были ограниченными, но благодаря взаимопомощи объединенные предприятия, восстанавливали производство, в том числе и создание велосипедов.

13 ноября 1923 года Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление №89 «В целях более рационального использования заводов Лейтнера и Блейхерта, объединить эти два завода и их оборудование в одно предприятие. Работу по переоборудованию закончить в течение двух с половиной месяцев». Этот документ является историческим свидетельством о рождении в стране первого государственного велосипедного завода, по желанию рабочих вскоре получившего имя Всеукраинского старосты и их шефа Г. И. Петровского.

hvz_logoТак началась целая эпоха Харьковского Вело завода, сокращённо – ХВЗ.

Ко времени организации вело производства на заводе работало всего 50 рабочих и специалистов-практиков, эвакуировавшихся в Харьков из Риги в 1915 году. Они составили костяк будущего коллектива и стали мастерами – инструкторами для новичков. Ручной труд преобладал во всех цехах. К концу 1923 года в примитивных условиях, небольшой коллектив смог изготовить первые образцы нескольких вело машин, а в 1924 году было выпущено уже более 1000 велосипедов.

Первые еще не зарекомендовавшие себя велосипеды опробовали студенты А. Князев и И. Фрейдберг  (Государственный институт физической культуры) , которые совершили на них кругосветное путешествие. В 1924 году они отправились на восток, пересекли Сибирь, Китай, Японию, страны Латинской Америки, Европы и появились снова в Москве в 1927 году. Свои приключения они описали в книге “Вокруг света на велосипеде” (1929 Князев А., Фрейдберг И. )

map-800x445
В 1926 году на производство была запущена первая серийная модель велосипеда – «Украина». В 1925-1927 годах Харьковский велозавод выпустил 11 900 велосипедов!

В годы первых пятилеток, вплоть до начала второй мировой войны, Харьковский велосипедный завод увеличивал выпуск новых моделей, совершенствовал технологию их производства. Всего за предвоенные годы завод выпустил около 1 миллиона велосипедов. Однако, дальнейшее развитие завода прервала начавшаяся Вторая мировая война. По решению Государственного комитета обороны, завод был эвакуирован на восток, в далекий Узбекистан, в город Бухару. Здесь, в считанные недели, в неприспособленных помещениях бывшего хлопкоочистительного завода было размещено оборудование основного производства и был начат выпуск военной продукции.

После освобождения Харькова встал вопрос о будущем завода. Руководство получило распоряжение об отгрузке в родной город спецоборудования. 14 октября 1944 года началась реэвакуация предприятия, а в феврале следующего года завод снова начал выпуск военной продукции. По мере удаления фронта эти работы сокращались. А с июня 1945 года начались работы по восстановлению велосипедного производства – второе рождение Харьковского велозавода.

y_d6a6015cВ период послевоенных пятилеток началось бурное развитие вело производства. В 1948 году заложили серийное производство женских и детских велосипедов, а через год встал вопрос о разработке спортивного велосипеда. Над новой машиной работал конструкторский отдел завода во главе с К.С.Гладким, а позже с В.М.Майбородой.

14194189

Все эти годы велозавод восстанавливал и расширял производство. Была заложена хорошая база для количественного и качественного роста производства в будущем.

d4b543f4c84eВ середине семидесятых годов план выпуска велосипедов вырос до 800 тысяч велосипедов в год, в том числе 93 тысячи спортивных и 80 тысяч детских. С главного конвейера ежесуточно сходило не менее трех тысяч машин. Харьковский завод был единственным в стране предприятием, выпускавшим высококлассные легкодорожные и спортивные велосипеды.

С начала восьмидесятых годов на заводе изготавливалось 52 модели велосипедов разных классов, в 1983 году был выпущен 23-х миллионный велосипед.

С начала девяностых годов экономическое и финансовое состояние завода резко ухудшилось, уменьшились объемы выпускаемой продукции. Но в последнее десятилетие завод постепенно восстанавливает утраченные ранее позиции на рынке вело продукции. Начиная с 2001 года, завод совместно с предприятием–заказчиком ЧПТФ «ЮСИ» начал наращивать объемы производства, существенно расширять ассортимент выпускаемых изделий.

7887204156_c0ce377e81_b

Завод существует и успешно функционирует и в настоящее время, продолжая разрабатывать и выпускать велосипеды соответствующие современным требованиям и стандартам.

Марченко Владимир

08.10.2015

Обсуждение статьи на форуме.

Источники:
http://xt.ht/xtarticle/0-Pervenec-sovetskogo-velostroeniya-Istoriya-HVZ
http://usi.ua/velo/index.php?gi=3&st=34
http://bikeband.ru/viewtopic.php?p=26065
http://velosipedinfo.ru/velosipedyi-hvz-ispyitannyie-vremenem-i-potrebitelyami

Читайте также:

error: Содержание защищено от копирования !!