Отчёт о велопоходе по Хибинам, или «Лосизм в горах» (20-22.07.2007)

Отчёт о велопоходе по Хибинам, или «Лосизм в горах»
www.nordbike.ru
Отчитывался — Dinamo
Фотографии — Alexander и Ghost

публикация и web-редакция — Knight

Итак, жили были нормальные байкеры, катались они в окрестностях Мурманска, неторопливо вкручивали по лесным дорожкам и потихоньку вынашивали мысль покататься в горах. Горы были недалеко, всего в 200 км. от города, но вкручивать туда было как-то лениво, и решили они поехать на машинах, прихватив байки с собой. Поначалу их было семеро, но двое самых здравомыслящих вовремя одумались и отвалились ещё на этапе подготовки. Осталась пятёрка самых отмороженных: Dinamo, Alexander, Semka, Kirill_Ja, Ghost. Итак, в назначенный час собрались они в условном месте, за два часа по-быстренькому покидали байки в машины, да и поехали в Кировск.

med_gallery_7_836_284042 med_gallery_7_836_284042

Там машины — на стоянку, рюкзаки — на спину, а байки — под себя. Было 23-00… Смеркалось…

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Быстренько выкатили из Кировска, тяжело нагруженные провизией и снаряжением. Везли в основном всё в заплечниках, прикручивая к байкам только спальники и всякую мелочь. Асфальт закончился очень скоро, и путь наш лежал по хорошо утоптанной самосвалами грунтовке к озеру Малый Вудьявр. Скоро и эта радость осталась позади, а осталась только весьма условная дорога, которой помимо байкеров ещё и с успехом пользовался местный ручеёк, разливался он местами весьма наглым образом на всю ширину проезжей части.

Тут надо заметить, что в состав снаряжения некоторых членов нашей группы входили такие замечательные штуки как неопреновые носки. Тут же они и были протестированы Александром посредством непреднамеренного погружения ноги в ледяной горный ручей. Через несколько сотен метров путешествия по ручью встретился нам Сергей, одиноко сидящий на небольшом островке посреди воды и невозмутимо готовящий на газовой горелке еду и чай.

Подъехали, познакомились, порасcпрашивали друг друга кто куда едет. Сергей банально ехал до озера Гольцового и обратно и довольно бурно отреагировал на наши планы пробраться к Умбозеру, рассказывая какие-то леденящие душу истории как он пытался это сделать и чуть не остался в горах навсегда. На наших лицах промелькнула первая тень сомнения и мы, смущаясь, говорили, что вот-де есть трек, записанный знакомыми байкерами, и вроде и дорога должна быть. Но Сергей продолжал как-то загадочно улыбаться, и вопрос мы в конце концов замяли. Покатили через перевал Кукисвумчорр уже вшестером. Перевальчик несложный, но красивый, по сторонам возвышаются величественные скалы, а дорога становится всё лучше и лучше.

На спуске появляется настоящий драйв, гоним во всю мочь, адреналин захлёстывает, настроение просто супер. Но время неумолимо приближается к двум часам ночи и нужно становиться на привал, ведь завтра самый сложный участок маршрута. Находим отличное место по GPS, варим добротный ужин, ставим палатки и отрубаемся.

ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Утро радует отличной погодой, на небе ни тучки, класс! По-быстрому сворачиваем лагерь и выходим на маршрут.
В планах подняться на плато Кукисвумчорр, сколько-то там метров над уровнем моря. Заезжаем по дороге на водопад, немного фотографируемся и катим дальше. Дорога на перевал Южный Рисчорр вполне себе ничего, только всё время в гору, но к нашей радости не против ветра. Встречаются и броды через ручьи, и небольшие завалы из камней. Постоянно сверяемся с маршрутом по GPS.
Так едем несколько километров и в конце концов упирамся в ГОРУ. «Матрасы здесь не пройдут» — глубокомысленно изрёк Кирилл, а GPS неумолимо показывал направление прямо на очень крутой каменистый склон, наверху которого виднелась маааленькая седловинка.

Оказывается, это и есть тот самый перевал Южный Рисчорр. Посидели, нервно посмеялись, да и начали карабкаться с байками на плече.

Камни под ногами шевелятся, порода ручейками осыпается вниз, а велик предательски отдавливает плечо. Поднимались, казалось, целую вечность, кровь стучит в висках, ноги деревенеют, а байк совсем не помогает сохранять равновесие.

Часто останавливаемся, чтобы отдышаться и прийти в себя.

Так прошло неизвестно сколько времени, но на перевал мы всё-таки выползли, и тут же обессиленно рухнули на землю. Валялись с полчаса, как в пьяном угаре, тупо глядя в небо.
Тут я порадовал команду ещё разок, они-то думали, что уже всё, а нам ещё, согласно плану, необходимо штурмовать южную стену и выйти на само плато Кукисвумчорр. Этот штурм был хоть и короче, но ещё более сложный. Склон очень крутой, и камни из-под ног так и норовят выскользнуть и покатиться вниз.
med_gallery_7_836_284042
Но всё же мы и его победили и вышли на плато.
Вид — афигенный! Вокруг горные пики, озёра, и облака близко-близко.

Насладиться отдыхом и красотами гор в полной мере не удалось — пошёл дождь. Вокруг, естественно, ни деревца, тент натянуть не на чем, кушать уже хочется. Ничего не поделаешь, кутаемся в куртки и дождевики и идём дальше. Видимость всё ухудшается и кому-то из нас приходит мысль: а не получится-ли у нас скоро «даунхилл по GPS»? Но, вроде, пока более-менее видно. Погода решила сжалиться над нами, и следующие пару часов дождь идёт не постоянно, а зарядами, и даже периодически выглядывает солнце. На плато растительности почти нет, но есть много крупных камней, ехать опять не получается, катим и несём байки дальше. В конце концов выходим на скалу над оз. Академическим. Красотища!!!

Спускаться к озеру не хочется, поэтому привал устраиваем прямо здесь, плотно закусив бутерами, сухофруктами и прочими ништяками. Обходим озеро с юга и находим старую заброшенную дорогу, которая ведёт вниз к Умбозеру. Туда-то нам и надо! Дальше пошёл уже полный отрыв, колбаснейший спуск с камнями, песком, приличным уклоном.

Народ частенько выполнял кульбиты через руль и потихоньку приходил к мысли о необходимости защиты на разные части тела. Спуски были ОЧЕНЬ длинные, по нескольку километров, скорость — бешеная, а дорога периодически преподносила сюрпризы в виде крупных валунов прямо посередине проезжей части.

med_gallery_7_836_284042

Александр пробил заднее колесо, классический «змеиный укус» от обода. По-быстрому поменял камеру и поехали дальше. Ещё один сравнительно небольшой подъём — и снова афигительной крутизны, продолжительности и «колбасности» спуск. На дикой скорости влетаем в лес.

Тормозим недалеко от брода. Александра с нами почему-то нет, странно… Ждём достаточно долго, Пётр уже скидывает рюкзак и собирается ломить обратно в гору узнать, что с ним случилось. И, когда мы уже начали слегка волноваться, показывается Александр, почему-то пешком рядом с велом, и радостно сообщает: «Ну что, я нашёл вам место для ужина!». Оказалось, опять пробил колесо, но это не беда — заклеим. Перебираемся через речку Тульйок, брод не очень глубокий, ниже пояса, но течение весьма приличное, байки несём над водой, иначе унесёт. Ужинаем, клеим колесо и, хотя уже вечер, принимаем решение всё-таки сегодня выйти на Умбозеро и устроить ночёвку там. Дорога дальше вполне неплохая, т.е. болот и луж на километр пути не больше пяти-шести штук, ломим как безумные лоси и в конце-концов попадаем на берег красивейшего озера.
Умбозеро!!! Оно огромно, редкие островки, поросшие деревьями, песчаный берег — ну чем не Анапа? Дальше началось что-то непонятное… Дорога со всей очевидностью исчезла, а трек многоуважаемого Bizona упрямо показывал прямо в озеро. Посовещавшись, решили, что это-де погрешность GPS и, видимо, нужно дальше идти по берегу. Идём по берегу, но GPS неумолимо показывает, что мы отклоняемся от маршрута всё дальше и дальше. Что делать? Дороги рядом никакой, комары лютуют, дело к ночи… После бесчисленных попыток найти дорогу принимаем волевое решение — выходить прямо на трек и идти точно по нему. Ломанулись в воду. Глубина оказалось не очень большой, руль и седло велосипеда всё-таки оставались на поверхности.

med_gallery_7_836_284042

Шли напрямик к треку вокруг небольших островков, и каково же было наше удивление, когда на одном из них мы увидели маленький кусочек дороги — это в полукилометре от берега-то! Так мы и брели от остова к острову несколько километров. Где-то было весьма глубоко, приходилось обходить, а где-то почти сухо — т.е. не выше колена.

Вот так и проходило наше купание — в одежде и с велосипедом. Смеркалось… Всё хорошее всегда кончается — вылезли-таки мы из Умбозера на земную твердь. У самого берега глубина ещё заметно увеличилась, так что если кто и умудрился до этого момента сохранить некоторые части тела сухими, здесь уже вымокло всё.
Именно в этом месте я «замочил» свой фотоаппарат, который непредусмотрительно висел у меня на груди, и дальше вести фоторепортаж не представлялось возможным (от Alexander)
Быстро нашли место для ночёвки, мечтая об ОГРОМНОМ костре, чтоб хоть немного согреться и подсушиться. Не тут-то было — только развели костёр, как ливанул дождь, и вместо просушки пришлось мокнуть дальше. Спешно натянули тент, чтоб уберечь рюкзаки и себя. В перерывах между зарядами дождя удалось-таки поставить палатки, перекусили и завалились спать. Тем, кто не проявил должной смекалки при упаковывании вещей, пришлось спать в лужах воды и мокром спальнике.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
Утро вновь порадовало хорошей погодой. Даже удалось подсушить часть вещей на солнышке и на костре. На третий день похода был запланирован хоть и самый продолжительный, но несложный участок. Дорога вела нас вдоль озера, периодически радуя неглубокими бродами через ручьи и обычными лужами. Такое нездоровое явление как «лосизм» процветало в наших рядах. Окрылённые близким финишем, все ломили по-полной, форсируя водные преграды с ходу. Дорога становилась всё более цивилизованной, здесь ей явно пользовались местные рудокопы. И вот он — долгожданный асфальт! Как выяснилось позже, попали мы на особо охраняемую территорию рудника. Покатили по дороге в сторону Кировска, встречая карьерные самосвалы. У одного из них притормозили, оказалось что это вроде музейный экспонат. Естественно, захотелось сфотографироваться.

Тут к нам подошёл вежливый охранник и начал спрашивать откуда мы и куда, и пояснил что здесь нам находиться не положено, посоветовав ехать до КП никуда не сворачивая. Однако он разрешил полазить по самосвалу и пофотографироваться, что мы и проделали с немалым энтузиазмом. Дальше был простой участок — около 35 км. по бетонке до Кировска. Домчали из последних сил, опробовав по дороге метод «езды на колесе». В Кировске нас дожидались целые и невредимые машины, в которые мы неторопливо загрузили изрядно подпорченные за поход байки и поехали в Мурманск.

Обсуждение похода здесь

А трэк и интересные точки по нему можно найти здесь.

Обсуждение статьи здесь.

Читайте также:

error: Содержание защищено от копирования !!